Уважайте их эмоции: психологи объяснили, почему нельзя запрещать мальчикам плакать

В мире всегда мальчиков и девочек воспитывали по-разному. В разные периоды в разных странах существовало раздельное обучение. Особенно широкое распространение это явление нашло в начале ХХ века. Для девочек и мальчиков предназначались раздельные классы или даже различные учебные или учебно-воспитательные учреждения. Соответственно, такая система предполагает и мужские, и женские школы, пансионы, прочие учреждения для учащихся разного пола.

Гендерная модель воспитания неконкурентоспособна

В Российской империи опыт раздельного обучения и воспитания использовался практически во всех учебных заведениях. Это объяснялось тем, что перед выпускницами и выпускниками ставились, в зависимости от их пола, разные задачи. В 1918 году в РСФСР ввели совместное обучение девочек и мальчиков, которое являлось обязательным.

Данная мера была призвана к устранению существовавшего женского и мужского неравноправия в области образования, которое существовало до этого. В СССР образование таким же оставалось и впоследствии. Хотя и наблюдалось кратковременное возвращение к прошлому опыту, оказавшееся неудачным.

Интересно, что отдельные заведения, практикующие раздельное обучение мальчиков и девочек, существуют и сегодня. Данная система имеет и своих сторонников, и противников. Тем не менее в современном мире гендерную модель воспитания рассматривают как неконкурентоспособную.

Словом тоже можно ранить

Уважайте их эмоции: психологи объяснили, почему нельзя запрещать мальчикам плакать

Однако довольно странным является то, что в наше время находится немало сторонников жесткого воспитания мальчиков. Речь, конечно не идет о физическом воздействии, но существует мнение, что их следует растить в строгости, запрещая плакать и вообще быть слишком эмоциональными.

Что касается специалистов в области педагогики и психологии, то они категорически против подобного подхода. Они призывают родителей быть очень осторожными в этом вопросе. Ведь юную душу легко ранить даже словом, которое иногда может быть острее ножа. Поэтому говорить мальчишкам о том, что они ни при каких обстоятельствах не должны «распускать нюни», — значит подвергать опасности их эмоциональное здоровье.

Долой стресс!

Медики разъясняют, что такое проявление, как плач, дано нам природой для того, чтобы справиться с сильными эмоциями и не поддаваться стрессу. При этом «эмоциональные» слезы по своему составу отличаются от тех, которые появляются вследствие воздействия ветра или при нарезании лука.

При эмоциональном плаче в слезах присутствуют гормоны стресса, среди которых, например, кортизол. Присутствуют и другие химические вещества, обезболивающие и регулирующие настроение. Благодаря именно этому составу человек и чувствует облегчение после того как поплачет.

Если же мальчикам запрещать лить слезы, то они тем самым лишаются естественного способа переживания сильных чувств. Ведь тогда гормоны стресса накапливаются в организме, что может обернуться гневом либо депрессией.

Универсальный механизм

Уважайте их эмоции: психологи объяснили, почему нельзя запрещать мальчикам плакать

Таким образом, психология человека такова, что плач — это естественный регулятор эмоционального состояния, который одинаково присущ представителям обоих полов — как мужского, так и женского. По мнению психологов, те воспитатели, которые запрещают мальчишкам плакать, отделяют мужскую природу от здоровой эмоциональности. Помимо этого они тем самым указывают на плачущих женщин как на людей, обладающих меньшей ценностью, чем мужчины.

Ученые призывают учить своих детей не сдерживать эмоции, а переживать их, в том числе и поддаваться плачу. Это в одинаковой мере касается как мальчиков, так и девочек. А еще нужно научить девочек сочувствовать плачущим мальчикам, а не насмехаться над ними.

По мнению исследователей, плач выступает в качестве средства исцеления в состоянии, когда чувства человека достигают некой критической точки. И если он в этот момент будет сдерживать слезы, их заменит гнев, агрессивность или отчужденность, замкнутость. То есть природный механизм освобождения от негатива не срабатывает, и происходит его замещение на что-то другое, что не решает, а напротив, усугубляет проблему.

Читай продолжение на следующей странице